zKpfw VI «Tiger»
«Тигр»
1942
ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК
Тактико-технические
характеристики • Силовая установка • Вооружение • Факты • Основные
модификации

Начиная с 1937 года немецкий генеральный штаб
требовал более тяжелый и мощный танк, чем строившиеся тогда серийные
PzKpfw III и IV. Его боевая масса должна была быть не меньше 30 т, и ему
отводилась роль танка прорыва. Но с разработкой новой машины не
торопились. Однако в 1940 году стало ясно, что PzKpfw III и IV не в
состоянии справиться с толстой броней французских и английских танков.
Еще более неприятный сюрприз преподнесли вермахту через год советские
Т-34 и КВ. В сложившейся ситуации был объявлен конкурс на тяжелый танк,
вооруженный мощной 88-мм пушкой с высокой начальной скоростью снаряда.
Орудие должно было устанавливаться в башне кругового вращения с сильным
бронированием, способным устоять против любого противотанкового оружия
того периода.
Свои машины представили заказчику две фирмы —
«Порше» и «Хеншель». На обоих прототипах была установлена одна и те же
башня производства фирмы «Крупп». Проект Фердинанда Порше уводил слишком
далеко от традиционных путей в танкостроении и потому не был принят,
однако он лег в основу самоходной артиллерийской установки. Модель
Адерса, постоянного соперника Порше, — VK 4501(1-1) — была более
классической и простой в производстве и потому одержала верх. Она
получила официальное обозначение PzKpfw VI и название «Тигр».
В
августе 1942 года фирма «Хеншель» приступила к серийному производству
тяжелых танков PzKpfw VI Ausf. Н1 (позже Е) «Тигр». Первые серийные
машины были почти идентичны прототипу VK 4501 (Н), незначительно
изменилась только башня: сзади появился ящик для запчастей и
инструментов и дополнительный стрелковый лючок. В дальнейшем лючок
увеличили, чтобы он одновременно мог служить и аварийным выходом.
Неоднократно изменялось расположение фар. Танк получил командирскую
башенку нового типа, которая оснащалась стойкой для установки зенитного
пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. Первые «Тигры» имели на корпусе мортирки
для выстреливания противопехотных мин типа «S» и на башне — дымовые
гранатометы NbK 39. На танках более позднего выпуска одна фара
устанавливалась в передней части корпуса между смотровым прибором
механика-водителя и пулеметом. Танки раннего выпуска оснащались
бинокулярным телескопическим прицелом TZF 9с, тогда как на более поздние
устанавливался монокулярный прицел TZF 9b. 495 первых «Тигров»
оборудовались также так называемыми воздушными трубами, которые
позволяли преодолевать по дну водные преграды глубиной до 4 метров.
Одним
из наиболее существенных изменений было использование на последних 800
«Тиграх» стальных опорных катков. Танки, которые эксплуатировались в
условиях бездорожья, имели воздушные фильтры типа «Фейфель». На «Тиграх»
применялись гусеницы двух типов — транспортировочные с траками шириной
520 мм и боевые с траками шириной 725 мм. Использование двух типов
гусениц было связано с тем, что «Тигр» не вписывался по ширине в
габариты железнодорожного вагона. Перед погрузкой на платформу с танка
снимали один ряд опорных катков и «обували» его в другие, более узкие,
гусеницы.
На первых 250 танках в качестве силовой установки
применялись двигатели «Майбах» HL 210P30 мощностью 650 л. с. Остальные
машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL 230Р45. И те и
другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные
рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения.
Танки,
которые выпускались с середины 1943 года, покрывались циммеритом и имели
дополнительный перископ заряжающего. Остальные машины отличались
видоизмененным дульным тормозом 88-мм пушки KwK 36 L/56. На башне и
корпусе были предусмотрены крепления для дополнительных гусеничных
траков.
В 1942 году фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала новый
тип башни с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Готовилось также перевооружение
«Тигров» 88-мм пушкой KwK 43 L/71.
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ
Комментарии
24.04.2010
З.Ы.
Пушка Советского танка ИС-3 (Иосиф Сталин-3) пробивала навылет броню Тигра с растояния 1500 метров!